Описание услуг
Комплексное бухгалтерское сопровождение
Бухгалтерские консультации
Постановка бухгалтерского учета
Восстановление бухгалтерского учета
Персонифицированный учет
Расчет заработной платы
Ведение кадрового учета
Проведение сверки расчетов по налогам, сборам и взносам в ИФНС
Налоговые декларации по доходам физических лиц
Юридические услуги: регистрация фирмы под ключ
on-line заказ услуг
Бухгалтерское консультирование  Ведение кадрового учета  Юридические услуги (регистрация фирм, регистрация в фондах)

Первичка и другие бухгалтерские документы: на что обратить внимание сейчас и что изменится в 2013 году

 Формы первичных документов в следующем году

Главное новшество – унифицированные формы со следующего года будут необязательными. Это указано в пункте 4 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

В то же время компания сможет продолжать использовать привычные типовые бланки. Тем более что все они есть в бухгалтерских программах. В таком случае нужно установить в учетной политике, что организация применяет в качестве первичных документов унифицированные формы, и их перечислить.

А теперь допустим, что организация заключила договор на отделочные работы. Согласно учетной политике, компания использует унифицированные формы первичных документов, утвержденные постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. № 100. Получается, что в данном случае в наличии должен быть акт о приемке выполненных работ № КС-2. А вот в учетной политике исполнителя предусмотрен акт приемки-сдачи работ в свободной форме. Как быть в этой ситуации? Прежде всего стороны должны договориться между собой, как они будут оформлять приемку работ. Этот момент нужно прописать в договоре.

Причем чтобы выбранная сторонами форма документа не противоречила учетной политике компании, можно поступить так. Предусмотреть в учетной политике организации возможность использовать бланки, которые согласованы с контрагентами.

Например, если договором с контрагентом предусмотрено составление первичных документов по форме, отличной от установленной в приложении № 1 к учетной политике, то в рамках указанного договора применяются формы первичных документов, определенные в договоре.

Возможен и такой вариант. Предусмотреть в учетной политике формы документов для отдельных контрагентов.

Кстати, бланки первичных документов необязательно приводить непосредственно в приложении к учетной политике. Можно утвердить их отдельным приказом руководителя. А в учетной политике сделать ссылку на этот приказ.

Теперь об обязательных реквизитах первичных документов. В целом они останутся теми же, что и действуют сейчас. Правда, есть такое отличие. В Федеральном законе от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ указано, что первичный документ должен иметь денежное измерение. А согласно новому закону, первичка может иметь денежный или натуральный измеритель. Либо и то и другое.

– Обязательно ли будет проставлять печать на первичном документе согласно требованиям нового закона о бухучете?

– Нет, печать на первичных документах не является обязательным реквизитом ни по новому закону о бухучете, ни по действующему. Другое дело, что пока компании применяют унифицированные формы, в которых оттиск печати, как правило, предусмотрен. Если вы хотите и в дальнейшем получать от поставщиков документы, заверенные печатью, это можно прописать в договоре.

Корректировочные счета-фактуры

Корректировочный счет-фактуру продавец составляет, если изменились цена или количество товаров, которые были отгружены покупателю.

Преимущество данного вида счетов-фактур в следующем. Когда стоимость товаров снижается, например, из-за скидки, стороны договора отражают все связанные с этим изменения в расчете НДС текущим периодом. То есть в квартале, в котором составлен корректировочный счет-фактура.

Обратите внимание на следующий момент. Чтобы составить корректировочный счет-фактуру, у продавца должен быть документ с подписью покупателя о согласии с изменением цены. Это может быть дополнительное соглашение к договору. Или, например, протокол согласования цен. Во избежание споров лучше всего указать в договоре, какая именно бумага подтверждает изменение стоимости товаров.

Если же необходимого документа не будет, продавец не сможет принять к вычету НДС по корректировочному счету-фактуре с разницы между первоначальной и сниженной стоимостью товаров.

А как быть, если поставщик завысил или занизил цену из-за технической ошибки? В этом случае составить корректировочный счет-фактуру не получится. Чиновники разъясняют, что продавцу нужно внести исправления в счет-фактуру на отгрузку.

Исправленные счета-фактуры

С исправлением счетов-фактур ситуация другая. Допустим, продавец отгрузил товары покупателю в прошлом квартале. Теперь же в счете-фактуре обнаружили ошибку и его нужно исправить. Какие это влечет последствия? Прежде всего самому поставщику нужно будет исправить книгу продаж за период отгрузки товаров. А покупатель аннулирует вычет НДС, который он заявил в прошлом квартале. Затем примет налог к вычету по исправленному счету-фактуре в текущем периоде.

 Как быть, если поставщики выставляют счета-фактуры с ошибками, а исправлять их отказываются?

– Если бухгалтерия поставщика отказывается исправлять счета-фактуры, обсудите проблему с директором. Сначала подсчитайте, какие суммы вычетов по каждому несговорчивому контрагенту являются рискованными из-за того, что счета-фактуры он составляет неверно. Не исключено, что руководитель сочтет потери компании незначительными. Если же суммы, напротив, существенны, логичнее решать вопрос на уровне руководства поставщика.

Кстати, чтобы дисциплинировать поставщиков, можно предусмотреть в договоре примерно такое условие. В случае выставления неправильно оформленного счета-фактуры поставщик должен уплатить покупателю штраф в сумме НДС, который покупатель не смог принять к вычету, а также начисленные налоговиками пени и санкции.

Документы по инвентаризации

Существуют Методические указания, утвержденные приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49. В них достаточно подробно описано, какие документы необходимо составить при проведении инвентаризации. Поэтому здесь особых проблем обычно не возникает.

Периодичность инвентаризации компания устанавливает самостоятельно. Скажем, по товарам и материалам удобно проводить инвентаризацию ежемесячно. По дебиторке и кредиторке – раз в квартал. Ну и конечно, обязательной является инвентаризация перед составлением годовой отчетности.

Допустим, при инвентаризации выявили пересортицу товаров. Инспекторы считают, что в налоговом учете пересортицы быть не может. Это означает, что излишки товаров необходимо признать доходом компании. В то же время недостачу учесть в расходах нельзя.

Заявление при выдаче денег под отчет

В связи с вводом Положения Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П компания выдает деньги под отчет по заявлению работника. Причем руководитель должен указать в нем сумму, срок выдачи денег, поставить в нем дату и подпись. Такое требование установлено в пункте 4.4 Положения.

Допустим, работник периодически получает средства на хозяйственные нужды. В этом случае можно составить одно заявление на длительный период. Например, на год. Во всяком случае, Положение № 373-П этого не запрещает. Тогда руководитель поставит на нем визу о том, что необходимо ежемесячно выдавать работнику определенную сумму на такой-то срок.

Транспортная накладная и ТТН

В прошлом году появилась новая форма транспортной накладной. При этом бланк товарно-транспортной накладной № 1-Т чиновники не отменили. Возник закономерный вопрос: нужно ли составлять сразу две указанные накладные?

Ясность внесли налоговики в письме ФНС России от 21 марта 2012 г. № ЕД-4-3/4681@. Они указали: подтвердить расходы на перевозку товаров компания вправе одним документом – транспортной накладной либо ТТН. Так что смело руководствуйтесь выгодными разъяснениями контролеров. Кстати, чиновники ФНС России выпустили еще одно весьма полезное письмо от 12 августа 2011 г. № СА-4-7/13193@ – с обзором решений судей ВАС РФ. Причем этот документ они довели до местных налоговиков. В пункте 33 письма указано, что вычет по приобретенным товарам компания вправе заявить без наличия ТТН.

Такая позиция выражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 9 декабря 2010 г. № 8835/10. Заметим, что в ситуации, которую рассматривали судьи, покупатель перевозил приобретенный товар собственным транспортом. Судьи посчитали, что в данном случае для вычета достаточно товарной накладной № ТОРГ-12 и счета-фактуры.

Путевые листы

Обязательные реквизиты путевых листов утверждены приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152. Маршрут формально в их число не входит. Но, по мнению налоговиков, указывать его необходимо. При этом фразу «поездки по городу» писать нельзя. Чтобы у проверяющих не возникало претензий, надо приводить конкретные пункты назначения: банк, склад и т. д.

Часто вопросы вызывает требование приводить в путевом листе дату и время предрейсового осмотра водителей. Поскольку на практике обычные неспециализированные компании эти данные не проставляют. Здесь контролеры более лояльны. Обычно они принимают документы и без отметки о медосмотре.

Еще один немаловажный момент, связанный с транспортными затратами компании. По расходам на горюче-смазочные материалы принять налог к вычету без проблем можно только при наличии счета-фактуры. Если же есть кассовый чек, в котором указано «в том числе НДС», то налоговые инспекторы обычно требуют выделить эту сумму расчетным путем. И в расходах ее не учитывать.

 

Договор займа

В договоре займа нужно прописывать размер процентов. Если этого условия не будет, инспекторы посчитают, что компания-заемщик получила денежные средства по ставке рефинансирования. Это предусмотрено в статье 809 ГК РФ.

Так что, если компания хочет оформить беспроцентный заем, это должно быть явно указано в договоре. Кстати, доход по налогу на прибыль в данном случае учитывать не нужно. Хотя экономическая выгода у организации, получившей заем без условия об уплате процентов, конечно, возникает. Но порядок ее расчета в главе 25 НК РФ не прописан.